1918 - 1923 годы

Начало истории естественно-географического факультета восходит к образованию Вологодского учительского института в 1912 году. В первые годы институт готовил учителей без подразделения на специальности. За 3 года студенты получали подготовку по естественным наукам, использовали для занятий хорошо оборудованные для того времени кабинеты ботаники, зоологии, географии и химии. Выпускники получали право работать в городских училищах, которые соответствовали примерно 6-8 классам современной школы. Учителя трех дореволюционных выпусков обеспечивали преподавание основ естественных наук в школах Вологодской губернии и после Октябрьской революции.

В 1918 г. учительский институт преобразуется в педагогический с четырехлетним сроком обучения, а в 1919 г. реорганизован в институт народного образования. В этом же году оформилось биолого-географическое отделение (цикл), которое готовило учителей школ 2-й ступени и имело 177 студентов. Отделением руководила комиссия, которую возглавляло бюро из трех преподавателей: председатель (декан), его заместитель и секретарь. Комиссии и бюро руководили всей научно-учебной работой, распределяли курсы, разрабатывали программы курсов, обсуждали методы обучения, осуществляли контроль, занимались подбором преподавателей.

На биолого-географическом отделении было 6 кафедр: анатомии и физиологии человека, землеведения (проф. Соллертинский Е.С.), биологии (проф. Ильинский Н.В.), химии (проф. Огородников А.Г.), геологии (преп. Садоков К.А.), методики преподавания биолого-географических наук (преп. Савинов С.И.).

Из 14 профессоров института на отделении работало семь: Соллертинский Е.С., - читал землеведение, географию России, страноведение, Ильинский Н.В. - биологию, систематику и морфологию растений, краеведение; Огородников А.Г. - неорганическую и органическую химию; Леонтьевский Н.П. - метеорологию, основы агрономии, Лэмус В.И. - зоологию позвоночных; Королев С.А. - зоологию беспозвоночных; Шайжин Н.С. - этнографию.

Преподавателями читались остальные курсы: анатомии и физиологии человека - врач Михайлов К.Н,; физиологии растений и эволюционное учение - Измайлова М.А., методика естествознания - Савинов С.И., методика географии - Репьева Е.И. Ассистенты вели практические занятия.

На отделении было 6 учебных кабинетов:

  • географический (самый богатый по числу пособий);
  • геологический, имел богатую коллекцию минералов и почв, которая ежегодно пополнялась экспонатами экспедиций под руководством К.А. Садокова;
  • ботанический, имел 14 микроскопов, гербарий, набор картин;
  • зоологический - энтомологические коллекции и набор картин;
  • химическая лаборатория не имела специального помещения, однако, проф. Огородниковым было собрано все необходимое оборудование и реактивы;
  • кабинет краеведения, при нем существовал кружок краеведения, которым руководил npoф. Н.Б.Ильинский.

Организация учебного процесса в то время отличалась от современного. Профессора и преподаватели читали лекции по основам наук. На семинарских занятиях обсуждались рефераты, составляемые студентами под руководством преподавателей. Также проводились лабораторные занятия. В 1920-21 году I курс был общеобразовательным и служил промежуточным звеном между средней и высшей школой. На старших курсах объем программ соответствовал университетскому курсу с учетом специфики педвуза.

Предметные комиссии устанавливали правила перевода студентов на следующий курс: необходимо было сдать обязательное количество зачетов /5-7 - на 1-П курсах, 3-4 - на Ш курсе/, выполнить дипломную работу на IV курсе. Имелись зачеты, которые не входили в обязательный минимум данного курса и их можно было сдавать на следующем.

Зачеты принимались ежемесячно, их можно было сдавать только после выполнения практических работ. Каждый студент IV курса должен был провести урок в школе по дисциплинам избранной специальности,

после предварительного обсуждения конспекта на занятиях по методике. Урок проводился в присутствии студентов, методистов и преподавателей отделения, с последующим его анализом.

В феврале 1922 года на биолого-географическом отделении было студентов: II курс - 45, III курс - 24, IV курс - 14. 44% студентов составляли мужчины. 24% студентов получали паек (15 ф. муки и 22,5 ф. овса). Около половины студентов учебу сочетали с работой. Самоуправление на отделении проводилось через старост курсов, которые вели учет посещаемости, регистрационные листы еженедельно сдавались в канцелярию института. Порядок во время занятий поддерживался дежурными, которые назначались студенческим комитетом. Вход в учебное здание осуществлялся по удостоверениям, посторонние лица в здание не допускались.

Естественно, что экономическая и политическая обстановка послереволюционной страны непосредственно отражалась на жизни биолого-географического отделения. Состав студентов был пестрый, имел различную политическую ориентацию. Были студенты, представляющие взгляды эсеров, меньшевиков и других политических партий. Партийная ячейка РКП/б/ и комсомола были созданы в институте в декабре 1918 года. Политическая обстановка была сложной. С севера нависла опасность иностранной интервенции. По приказу Вологодского комитета ВСМ в 19I8 году большая группа студентов института ушла добровольцами на борьбу с интервентами, в числе их были и студенты биолого-географического отделения.

Комсомольцы устраивали митинги и диспуты, проводили разъяснение политической ситуации в стране. В октябре 1919 года по решению Губисполкома началась перерегистрация студентов с целью "чистки" института от буржуазных и антисоветски настроенных элементов. Уже в 1921 году контингент студентов на 70% состоял из детей рабочих и крестьян.

Оценивая ситуацию с сегодняшних позиции, можно не соглашаться с тем, что граждане имели неравные права на образование. Следует добавить, что некоторые преимущества при поступлении в вуз (правда, в завуалированном виде) определенной категории молодежи сохранились до наших дней в виде подготовительных отделений и целевого набора.

Отношение к учебе студентов тех лет оценивается следующим образом: "Работоспособность как научных работников, так и студентов, прекрасная. При всей необеспеченности тех и других, выражающейся у первых - в неполучении жалования целыми месяцами, а втоРЫХ- вынуждающей искать заработка службой вне стен института, интерес к работе неослабевающий и близкий к героизму". (Коновалов Н.А", 1922). К сожалению, коллективу студентов и преподавателей пришлось расставаться с институтом из-за финансовых трудностей. В 1921 году институт был преобразован в практический институт народного образования, а осенью 1923 года был закрыт. 30-е - 50-е годы.

30-е - 50-е годы

13 октября 1930 года был открыт Северный краевой педагогический институт с трехгодичным сроком обучения. Институт впоследствии возглавил целый педагогический комбинат (опытно-педагогическая станция вс. Юношеское, Архангельский вечерний пединститут и Вологодский вечерний пединститут - 1931r., Вологодский заочный пединститут - 1933 год, Вологодский учительский институт - 1934г.) Существовало 5 отделений, среди них - химико-биологическое и химико-технологическое. В 1931 году химико-технологическое отделение объединилось с химико-биологическим. В 1933 году Северный краевой пединститут был преобразован в Вологодский государственный педагогический институт с 4-х летним обучением. Химико-биологическое отделение было преобразовано в факультет естествознания с отделением биологии и химии. В 1936 году отделения были объединены и факультет начал подготовку учителей широкого профиля - биологии и химии. Эта специальность сохранилась с некоторыми дополнениями до настоящего времени.

В первые годы на факультете были организованы две кафедры -биологии и химии. Первым деканом был Лапин Е.М., он же возглавлял кафедру биологии, с 1933 года кафедрой биологии руководил Паршинский А.А. Кафедрой химии заведовал Жегалов Н.Г., трагически погибший в 1934 году. Лапин Е.М. выполнял обязанности директора вечернего института, а Паршинский А.А. - заочного. В первые годы существования восстановленного пединститута шли поиски наиболее рационального профиля факультета - корректировались типовые учебные планы, создавались новые программы курсов, налаживались связи факультета со школами и производством области.

В начале 30-х годов получили распространение метод проектов, бригадно-лабораторная система занятий, педология" которые впоследствии были осуждены как непригодные (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП/б/ 1936 года). В 1936 году были установлены существующие до настоящего времени формы учебной работы (лекции, семинарские и практические занятия, практики, зачеты, экзамены, четырехбальная система оценок).

Кафедры провели большую работу по оборудованию кабинетов и лабораторий. Для проведения практических занятий и научно-исследовательской работы была приспособлена территория ботанического сада при краеведческом музее (в настоящее время часть территории парка ВРЗ). Кафедра биологии средства на оборудование кабинетов получала в основном за счет хоздоговорных почвенно-геоботанических исследований, которыми руководил Лапин Е.M., Кирпичников И.С.

В то время был необычным для современных условий возрастной состав студентов. Основная масса студентов - это учителя со средним педагогическим образованием, которые имели уже солидный педагогический опыт работы и желание получить высшее образование. Абитуриенты средних школ в те годы в институт поступали мало.

Из воспоминаний Бобровского P.В.: "Мне вспоминается характерный эпизод 1936 года. Я поступал в институт семнадцати лет, после окончания 8 классов средней школы и рабфака при институте. Когда пришел писать сочинение, за столами не было свободных мест, аудитория была заполнена взрослыми людьми, Я с робостью присел на краешек стола и услышал возглас своей соседки - довольно "солидной тети": "Мальчик, ты, очевидно, не туда попал, здесь будет проходить вступительный экзамен в институт", Впоследствии с этой "тетей" (Н. Быкова) я оказался в одной учебной группе. Эти люди имели солидный жизненный опыт, шли в институт за знаниями, им было трудно, многие имели семьи и не могли рассчитывать на стипендии. К учебе они относились очень серьезное На всю жизнь запомнил студента физмата Амосова А., с которым жил в одной комнате. В институт он пришел из глухой деревни, подготовка у него была слабая. В Вологде он впервые увидел паровоз, купил первые ботинки, сменил домотканый пиджак на хлопчатобумажный. Первую сессию, несмотря на все старания, он сдать не смог, но не растерялся. Составил индивидуальный план, расписал все по часам. Работал буквально день и ночь. Если дневной план по каким-либо причинам не выполнялся, в общежитие ночевать не приходил, оставался в одной из аудиторий и занимался. В результате такого напряженного труда он закончил институт с отличием. К великому сожалению, Алеша погиб в великую Отечественную войну.

Многие студенты тех лет совмещали учебу с работой. В летние каникулы студенты стремились устроиться на работу в пионерские лагеря, рабочими в экспедиции, чтобы иметь к зиме какой-то запас и не отрывать от учебы драгоценного времени на заработки. Из экспедиций, участником которых довелось быть и мне, особенно запомнились археологические экспедиции Академии наук, которыми руководил профессор с мировым именем - Брюсов.

Преподавателям того времени не приходилось обижаться на студентов за недостаточное прилежание. В читальном зале (он помещался в двух небольших комнатах) места "брались с боем", из кабинетов студенты уходили поздно вечером. У студентов было очень развито чувство взаимопомощи. Под руководством комсомольской организации они проводили большую массовую работу, участвовали во всех трудовых делах города, участвовали в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, вели атеистическую работу.

Запомнилась встреча студентов с прославленными летчиками Водопьяновым, Молоковым, Алексеевым, возвращавшимся в Москву после высадки папанинцев на Северном полюсе. Памятны первые областные легкоатлетические соревнования (1939г.), областная олимпиада художественной самодеятельности (1939г.), первые шлюпочные походы, стрелковые соревнования.

Не прошел стороной и 1937 год. I сентября студенты пришли в аудитории своего родного факультета и не увидели многих своих учителей. По ложному обвинению преподаватели кафедр химии и биологии (в том числе декан факультета Лапин Е.И., зав. каф. биологии Паршинский А.А., зав. каф. химии Ватолин, доц. каф. химии, директор Учительского института Краснов и другие) были репрессированы и объявлены "врагами народа". Записи их лекций было предложено уничтожить, опубликованные ими книги и статьи изъять из библиотеки. Начались аресты и среди студентов",

Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку внутри страны, институт и факультет продолжали развиваться. На кафедры факультета пришли новые преподаватели: Чулков Н.А., Суровцева Л.А., Зехнов М.И., Маркова Т.Г., Тарчевский В.В., Тарчевская З.И., Поповская Е.M., Трифонова А.Т., Зязев П.В. и др.

В 1936 году на базе кафедры биологии были созданы кафедры ботаники и зоологии, заведующим первой стал Тарчевский В.В., второй -Зехнов М.И. Кафедру химии с 1937 года возглавил Зязев. В 1940 году из состава кафедры зоологии выделилась кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую возглавил Чулков Н.А.

В 1939 И 1940 годах одними из первых среди преподавателей института защитили диссертации Тарчевский В.В., Чулков Т.Г., Маркова. В 1939 году вышел первый том ученых записок института со статьями наших преподавателей. Расширяется круг студентов, занимающихся наукой. Много студентов объединилось вокруг Зехнова М.И. Будущие преподаватели факультета Кудрявцева Е.С. и Воропанова Т.А, являлись его питомцами.

В 1939 году международная обстановка резко ухудшилась, чувствовалось приближение войны. Все студенты стали проходить военную подготовку через организованную в те годы кафедру военного дела, самой массовой и активной организаций среди добровольных обществ стал ОСОВИАХИМ. Коллектив института и факультета откликнулся на финские события. Многие преподаватели ушли в армию, в том числе и зав. кафедрой химии Зязев. Группа лыжников факультета в составе институтского отряда ушла на фронт, другая большая группа выпускного курса изъявила желание пойти работать в школы на замену призванных в Красную Армию учителям. Летом 1940 года были призваны все военнообязанные выпускники института прежних лет и выпуска 1940 года, многим из них так и не суждено было вернуться домой.

С началом Великой Отечественной войны для факультета начался тяжелый период. Вся жизнь была подчинена призыву "Все для фронта, все для победы". Все студенты и преподаватели, находившиеся в запасе, были мобилизованы. В здании института разместился госпиталь. Занятия продолжались в разных зданиях города (бывшее здание кооперативного техникума, общежитие института, бывшее здание глазной больницы на Армейской набережной). I сентября институт выехал на строительство оборонительных сооружений под Лодейское поле и возвратился лишь поздней осенью. Много добровольцев ушло на фронт. В полном составе ушла на фронт футбольная команда института, в которой были студенты и нашего факультета. Большая группа студенток ушла на фронт в составе санитарных отрядов, среди них Худякова Н., Кудряшова Л., Малькова И. и др.

Штат института был сокращен до предела. Преподаватели перешли на самообслуживание (не было лаборантов и препараторов), в течение всей войны они работали без отпусков. Все делали сами студенты и преподаватели - уборка помещений, заготовка дров и продуктов для столовой. В 1942 году был сделан досрочный выпуск 3-го курса, студенты перешли на трехлетнее обучение. Летом они работали в подсобном хозяйстве и пригородных колхозах, зимой учились и работали в госпиталях, участвовали в многочисленных мероприятиях в помощь фронту. Собрано было много теплых вещей, подарков и денег для армии.

Из воспоминаний Бобровского Р.В.: "Учащиеся Кубеноозерецкой средней школы под руководством нашей выпускницы Чистюниной В.А., знавшей номер полевой почты части, в которой я служил, собрали и прислали к 1 мая 1942 года небольшую посылку. В ней были сушеная свекла, махорка, сушеные грибы, кисеты и рукавички и теплое детское письмо. Когда солдаты прочитали письмо, они потребовали построить роту (а в роте были почти все волгожане) и зачитать письмо перед строем. Когда политрук читал письмо у многих на глазах были слезы. По поручению солдат мною и политруком было написано ответное письмо, которое позже, 13 мая 1965 года, было опубликовано директором Кубеноозерской школы Базановой Л. в "Красном Севере".

Несмотря на трудности военного времени продолжалась научная работа преподавателей и студентов. В 1943 году кандидатскую диссертацию защитил Зехнов М.И., а в 1945 году Чулков Н.А. первым среди преподавателей института получил степень доктора наук и звание профессора. В ГОДЫ ВОЙНЫ Тарчевский В.В. с группой студентов и сотрудников кафедры ботаники выполнил исследование по дикорастущим лекарственным и пищевым растениям области. Это исследование способствовало массовой заготовке лекарственного сырья для нужд армии.

Закончилась война, началось восстановление разрушенного войной учебного хозяйства. Восстанавливаются кабинеты и лаборатории, оборудование которых пришло во время войны в негодность или было утрачено. В деле восстановления лабораторий и кабинетов большая заслуга принадлежит преподавателям и лаборантам того времени: Березиной М.А., Воропановой Т.А., Кочину Н.Н., Зязевой М.А., Супруненко Б.К., Воскресенской Е.А., Трифоновой А.Т., Пахаревой Р.И., Кошкиной Н.А., Крастовой Л.В. и другим.

В 1947 году под руководством Кудравцева В.А. и декана факультета естествознания Карелина П.Н. была заложена агробиостанция на площади 2,6 га на Набережной VI Армии (около общежитий № 6, 7). Агробиостанция обеспечивала полевые практики сельскохозяйственного цикла на протяжении 10 лет. В настоящее время эта территория застроена.

В 1947 году на факультете впервые в истории института открывается аспирантура при кафедре ботаники у проф. Дягилева В.Ф. и кафедре анатомии у проф. Чулкова И.А. За годы существования аспирантуры (проф. Дягилев Б.Ф. скончался в 1952 году, проф. Чулков -в 1958 г.) было подготовлено 10 молодых ученых, 7 из них успешно защитили кандидатские диссертации и работают в различных вузах страны, в том числе в нашем институте (Каратаев И.A., Лапочкин И.А Бобровский Р.В,, Медведев К.Д.).

В 1946 году был открыт географический факультет. До этого времени учителей географии для школ области готовил лишь Учительский институт. Студенты учительского института, оканчивающие естественно-географический факультет получали право преподавания географии и биологии в 5-7 классах, но объем их географической подготовки был невелик. Географию в старших классах преподавали учителя, не имевшие специальной географической подготовки.

В год открытия и в последующие 2-3 года на геофак поступало большое число демобилизованных воинов (Зимин П, Лобов В., Волков В., Грязнухин В., Дугина, Марденская, Щепелин С.), а также молодых людей, прошедших в годы войны трудовой фронт (Митрофанова Р., Булатова Н., Ярцева А., Кукушкина М., сестры Гладковы А. и Е., Тропинина А., Бебякина Н., Ляпкина А., Ропакова Н., Пятовская Б., Зотова Л., Белозерова А., Кузнецова Р., Янусова К. и другие).

В 1946-47 годах штат преподавателей двух факультетов пополнился демобилизованными воинами, на факультеты пришли Шайжина И.Н., Хайкин И.М., Антипов Н.П., Карелин П.Н., после окончания института Кудрявцева Е.С.

В 1948 году из столичных аспирантур пришли Беселовская В.И., Авдошенко А.К., Дмитриевский Ю.Д., Фаткин К.И., на асс. Должность была переведена лаборант Колпакова Т.К., в 1950 году - Авдошенко Н.Д., Семенович И.М., Медведев К.Д.

В первый год работы геофака его деканом, преподавателем и куратором была только что демобилизованныя из армии Шайжина И.Н. Кафедра географии на новом факультете была организована в 1947г. В 1950 году она разделилась на две кафедры - физической и экономической географии. На должность лаборанта кафедры географии в 1946 году была принята Ерастова JLB. Она приложила много усилий для оборудования географических кабинетов.

Из воспоминаний И.Н. Шайжиной: "Учиться студентам в те годы было нелегко: не хватало учебников, а иногда и хлеба. В аудиториях было холодно - в институте в то время не было центрального отопления, печи, не ремонтировавшиеся всю войну, грели плохо. Дровами институт обеспечивали сами студенты. К институту по реке доставлялись плоты. Студенты разбирали их и тяжелые и скользкие бревна выкатывали на берег и складывали во дворе института. Затем их пилили и кололи, по очереди зимой носили на третий этаж и топили печи (современное здание №I). Участвовали студенты и в многочисленных субботниках, оказывали помощь пригородным колхозам. Почти не было студентов, которые бы по уважительным причинам не могли участвовать в субботниках и других трудовых делах. Тон всем делам задавали студенты - бывшие фронтовики. Они составляли актив факультета и были застрельщиками всех общественных дел. Материальное положение большинства студентов было неважным (в большинстве они были дети колхозников, которые уже на протяжении ряда лет почти ничего не получали на трудодни). Студенты тянулись к знаниям. С первых лет геофака работали физико-географический и экономико-географический кружки. Активно работали общественные организации факультета, особенно большую работу проводил профком под руководством своего председателя Ляпкиной А., которая успешно сочетала общественную деятельность с отличной учебой. В свободное от занятий время студенты с большим желанием участвовали в художественной самодеятельности. Нашлись музыканты (Янусова К.Н.), руководители танцевального ансамбля (Зимин П.А.), художники (Бебякина Н.) и певцы. В 1947-48 годах студенты с помощью преподавателей провели интересный вечер "По Волге", позже - "По Днепру", "Сибирь". Все вечера были общеинститутскими и отзыва о них были самые хорошие".

В 1950 году географический факультет был объединён с факультетом естествознания и образовался естественно-географический, существующий до настоящего времени.

В 1953 году состоялся последний выпуск дневного отделения Учительского института (на заочном - в 1956).

В результате объединения факультет стал самым крупным в институте. Штат преподавателей и обслуживающего персонала превысил 50 человек, контингент студентов составлял более 400 человек.

Время ставило новые задачи - страна приступила к осуществлению всеобщего образовательного 8-летнего обучения. В связи с этим на факультете изменился профиль подготовки учителей, соответственно изменились учебные планы и программы, укрепляется связь со школой, наращивается материальная база учебного процесса. Кроме того, необходимо было коренным образом менять содержание многих курсов в связи с бурным нарастанием научной информации и отмиранием старых догм культа личности"

В 50-х годах факультет выпускал учителей по специальности "география", "биология-химия", "химия" (58-59 гг.)и даже "биология-география-химия" (59-60 гг.). Кроме того на заочном отделении студенты получали подготовку по двум специальностям - "география" и "биология".

В 50-х годах закладываются основы традиций, охватывающих разнообразные аспекты деятельности факультета - учебные занятия в аудиториях, полевые и педагогические практики, научно-исследовательскую работу, взаимоотношения студентов и преподавателей, общественную деятельность и другие. За этими традициями стоят конкретные люди.

В 50-х годах на факультет приходят молодые преподаватели Ляпкина А.А., Бобровский Р.В., Коробеникова Л,А., из Курского пединститута приезжает Толоконникова Т.К.

Талантливый ученый и организатор Дмитриевский Ю.Д. явился инициатором организации Вологодского отдела Всесоюзного географического общества и его руководителем на протяжении 10 дет. По его инициативе в 1955 году состоялась 1-я послевоенная научная конференция по изучению Вологодской области. В ее работе приняло участие более 100 научных работников, представлявших, кроме местных организаций, институты АН СССР, Московский и Ленинградский университеты. Конференция способствовала усилению изучения природы, экономики и культуры области. За годы работы на кафедре физической географии Дмитриевский Ю.Д. подготовил докторскую диссертацию. Им был издан ряд книг, в том числе учебное пособие по Вологодской области. Он разносторонне одаренный человек - играл в шахматы, писал стихи и сочинял музыку. Им создано несколько песен о Вологде, марш географов и гимн студентов Вологодского педагогического института, которые широко исполнялись на вечерах и смотрах художественной самодеятельности. В настоящее время он работает в С.-Петербурге.

Заведующий кафедрой ботаники с 1950 по 1969 год доц. Авдошенко А.К. (1910-1988 гг.) за 35 лет работы в институте принял участие в подготовке большого количества учителей, проявив себя талантливым педагогом и ученым, человеком большой души и высокой культуры. Основным его курсом была общая ботаника, в разные годы он читал курсы по систематике и географии растений. Как фронтовик, он проводил значительную патриотическую работу. Главным делом всей жизни Авдошенко А.К. была фенология. Он создал фенологическую сеть в области, сам ежедневно вел наблюдения за сезонными изменениями природы, обработал огромное количество наблюдений фенологов области. Его перу принадлежат 37 крупных публикаций в различных (в том числе и центральных) изданиях. Он был прекрасным популяризатором - в газетах опубликовал 83 статьи.

В 50-х годах закладывается традиция научных экспедиций по изучению природы Вологодской области.

В 1954 году под руководством преподавателей факультета Ляпкиной А.А. и Шайжиной И.Н. работали полевые отряды экспедиции Почвенного музея АН СССР. Летом 1957 года под руководством Антипова Н.П. проведены исследования р. Сухоны от ее верховьев до г. Великого Устюга. Продолжается изучение присухонской низины. В работах участвуют преподаватели Ляпкина А.А., Шайжина И.Н., Комиссаров В.В., Бобровский P.В. и студенты 3-4 курсов. В 1959 году под руководством Бобровского Р.В. исследуются луга в долине р. Шексны в связи с предстоящим ее затоплением Череповецким водохранилищем. В 1957 г. выходит книга "Природа Вологодской области", в которой обобщена результаты ряда экспедиций. До настоящего времени эта книга используется студентами при изучении природы области.

По прежнему студенты факультета оказывают помощь селу в уборке урожая. Занятия на 1-4 курсах обычно начинаются не ранее 10 октября. В 1956 году группа студентов в составе институтского отряда выезжает на уборку целинного урожая в Казахстан. За хороший труд отряд института был награжден знаменем Кокчетавского ОК ВЛКСМ, которое было передано на хранение естественно-географическому факультету. Участниками этих событий были будущие преподаватели факультета Воробьев Г.А. и Лебедев В.Г.

60-е - 70-е годы

В эти годы прием студентов на оба отделения составлял 100 человек, что обеспечивало численность студентов на стационаре в 400-500 человек. Примерно такое же число студентов было на заочном отделении. Преподавательский состав изменялся от 35 штатных единиц (1960 г.) до 43,5 единиц (1977 г.), при этом до 55% преподавателей имели ученую степень и звание доцента.

В эти годы факультет возглавляли деканы Антипов Н.П., Бобровский Р.В., Ляпкина А.А., которые своей организаторской и педагогической деятельностью оставили заметный след в истории факультета.

Постоянная забота о повышении квалификации работающей на кафедрах молодежи способствовала их быстрому росту как преподавателей. За эти годы защитили кандидатские диссретации Подольный И.А., Парамонова Р.А., Щеголева Л.И., Киреева З.Б., Репина Н.Н., Митина П.Н., Суслова Т.А., Воробьев Г.А., Комиссаров В.В., Карандеев Ю.Т., Шевелев Н.Н., Кузнецова О.Б., Лебедев Б.Г. Окончили аспирантуру Антонова Б.И., Шестакова Л.Г., Шириков Н.А., Гаммермайстер Т.П., Зеленская Э.Г. Многие из них являются ведущими специалистами кафедр. Проректором по научной работе была Щеголева Л.И. Боробьев Г.А., Суслова Т.А. в течение ряда лет возглавляли кафедры. В 1971 году на кафедру химии была принята Кучева Н.И., в будущем декан факультета.

Большим авторитетом среди коллег и студентов пользовались заведующие кафедрыми того времени - доценты Антипов Н.П., Бобровский Р.В., Авдошенко А.К., Толоконникова Т.К., Жаков Л.А., доценты Авдошенко Н.Д., Коробейникова Л.А., Кудрявцева Е.С., Шарыгина И.С., Ляпкина А.А.

Студенты естественно-географического факультета всегда отличались трудолюбием и ответственностью. В какой-то мере это объясняется и спецификой учебной и научной работы на факультете. Учебная нагрузка была большая. Нередко только аудиторных занятий было до 42-46 часов в неделю, кроме того они посещали факультативны, консультации, кружки. Особенно трудно было студентам 1 курса, еще не владеющим навыками записи лекций, конспектирования (особенно по истории КПСС и другим общественным наукам). В этих условиях преподаватели общественных наук, работавшие на факультете, доц. Мясникова Г.К., Ковалевская Л.Ф., Летунов Л.А., не жалели времени для проведения консультаций, старались заинтересовать студентов конкретными проблемами, создавали на занятиях непринужденную деловую обстановку. Летунов Л.А. впервые ввел в практику освобождение от экзамена студентов, активно занимавшихся на семинарах.

Большинство студентов факультета имели хорошие результаты учебы, однако, отличников во все годы было немного - от 4. до 9%, на хорошо и отлично учились 30-38%. Общая успеваемость была всегда выше 90%. Комсомольская организация принимала непосредственное участие во всех учебных делах (секретари бюро ВЛКСМ - Мегельбей Шевкопляс Ю., Можаева Л., Щепелкина Г.). Велико было влияние на студентов кураторов групп, осооенно после 1967 года, когда куратор закреплялся за группой с 1 по 5 курс. Многие из них имели тесные связи со своими студентами и после окончания ими института (Авдошенко Н.П., Зимин П.А., и другие). По прошествии лет, безусловно, можно увидеть и негативные моменты в деле "борьбы" за успеваемость: чрезмерная опека некоторых студентов, заниженные требования к слабо успевающим.

Совершенствование учебной работы в эти годы проводилось по различным аспектам. В лекционных курсах стало уделятся внимание занятиям проблемного характера. Активно осуществлялось взаимопосещение лекций с последующим их обсуждением. В конце 70-х годов начинается работа по методическому обеспечению лабораторных занятий, подготовка к изданию малой печатью различных методических материалов, способствующих более эффективной самостоятельной работе студентов. Постепенно улучшается обеспечение занятий техническими средствами. Так, к 1977 году на факультет было 12 кинопроекторов, 5 кодоскопов, 10 магнитофонов, 7 телевизоров, В эти годы использованию технических средств придавалось большое значение. Большую работу по техническому оснащению и оборудованию кабинетов проводили в эти годы лаборанты кафедр Ерастова Л.В. (с 1945 по 1967 год), Бурушкова Н.П (с 1945 по 1976 год), Сергеева Н.А., Шемякина Е.П. Карелина Н.Н., Копосова Н.А. и другие.

Большое значение в подготовке учителя биологии имеет опытническая работа студентов на учебной агробиостанции института. Новая агробиологическая станция была основана в 1956 году в районе Завокзального поселка на р. Шограш, где и располагается до настоящего времени. Освоение новой территории проводилось студентами и преподавателями несколько лет. Был заложен яблоневый сад, выделены участки для учебных опытов, заложен дендрарий, построены учебные и хозяйственные здания. Директором АБС длительное время была Семенович Е.H. В организации АБС, ее становлении и опытнической работе активное участие принимали Семенович И.М. (преподаватель основ сельского хозяйства), Лапин Е.М., Самойлова Т.П., Шарыгина И.С., Колпакова Т.К., Репина Н.Н., Буланов Г,Д., технический персонал -Корепанов Н.Г., Ромашова М.А. и другие. Результаты опытнической работы студентов ежегодно демонстрировались на выставках, в организации которых всегда принимала участие Шарыгина И.С. и другие преподаватели кафедры ботаники.

В рассматриваемый период жизни факультета неоднократно происходили изменения учебных планов, отдельных дисциплин, связанные с политическими изменениями и сменой научных концепций. В 60-х годах происходит отказ от догм Лысенко, реабилитированы генетика и дарвинизм, которые были включены в учебные планы в 1965 году. Новые учебные планы были введены в 1971-1972 годах. Были годы, когда факультет одновременно работал по четырем учебным планам. Новые учебные планы предусматривали введение таких дисциплин, как экология, биогеография, охрана природы, география населения, технические средства обучения.

В 1971 году факультет переезжает с ул. Маяковского (сейчас ул. С Орлова) в новое здание на проспекте Победы, 37. Это было важным событием в жизни факультета. Получение просторных кабинетов и лекционных аудиторий позволило улучшить техническое оснащение и сделать учебный процесс более эффективным.

На факультете проводятся (1972 г.) научно-практические конференции преподавателей по методическим проблемам, на которых обобщается опыт методической работы в ВУЗе. Освещается организация самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской работе (Антипов В.П. и другие).

Продолжается работа по укреплению связи факультета со школами области, особенно с сельскими, т.к. большинство выпускников направляется на работу в сельские школы. Связь со школами в эти годы осуществлялась по нескольким направлениям. Оказывается помощь органам народного образования в повышении уровня обучения школьников по естественным дисциплинам. Многие преподаватели ежегодно работали на курсах повышения квалификации учителей биологии, географии и химии в институте усовершенствования учителей, рецензировали методические работы учителей. Большую работу по этим аспектам выполняли методисты Турова T.И., Зимин П.А., Коробейникова Л.А., Медведев К.Д., участвовали в педчтениях учителей, помогали им осваивать новые школьные программы.

Осуществлялась помощь сельской школе через направление студентов 5 курса на замещение вакантных учительских должностей, часть студентов проходила педпрактику в сельских школах.

Методисты кафедр занимаются обобщением опыта работы учителей области. Еще в 1962 году Лапин Е.М. изучил опыт работы пришкольного участка Усть-Угольской школы Шекснинского района. Наиболее успешно эта работа была налажена на кафедре химии под руководством Коробейниковой Л.A., результаты ее были опубликованы.

Студенты факультета принимали непосредственное участие в работе по оказанию помощи сельским школам. Вo время каникул читаются лекции. Комсомольская организация организовала сбор книг для школьных библиотек. Проводятся школьные олимпиады, проводятся занятия кружков во время педпрактики, а в городских школах - в течение всего года. В отчете зав. кафедрой экономической географии Хайкина И.М. за 1966-67 уч. год отмечается, что методист Турова Т.И. подготовила 20 студентов - руководителей кружков но географии в школах, 10 лекторов по теме "Наука опровергает религию".

Студенты и преподаватели участвовали в проведший областных слетов производственных ученических бригад, зеленых и голубых патрулей.

Каждая кафедра факультета шефствовала над одной-двумя сельскими школами. Так, в 1977-78 учебном году в школах было прочитано 600 лекций, проведены предметные олимпиады, передано 275 листов наглядных пособий по ботанике (Авдошенко А.К.), 90 раздаточных гербариев (Бобровский P.В.), 25 наборов семян сельскохозяйственных культур, геологические коллекции и образцы горных пород (Авдошенко Н.Д.). При кафедрах работали лектории для учащихся городских школ, клуб "Планета" (кафедра физической географии), зоологический (Лебедев В.Г.) и ботанические кружки.

Особое место в работе с учащимися занимают областные и городские олимпиады по химии, биологии, географии. Областные олимпиады по химии и биологии проводятся и в настоящее время.

Олимпиада школьников по химии проводится с 1955 года. При подготовке и проведении областного тура принимают участие все преподаватели химии и студенты старших курсов. Победителя олимпиады получают рекомендации для внеконкурсного поступления на факультет.

В подготовке олимпиады по биологии участвуют преподаватели кафедр ботаники и зоологии и студенты.

В 1967 году была проведена первая областная географическая олимпиада. Однако, из-за нехватки средств в последующие годы географическая олимпиада не проводилась.

Шестидесятые годы - это период становления исследовательского коллектива факультета по изучению природы Вологодской области. Организация научной работы с широкими полевыми экспедиционными исследованиями началась с приходом на факультет доцента Толоконниковой Т.К., которая с 1958 года возглавила кафедру физической географии, Толоконникова Т.К. (19I5-1987) была эрудированным ученым и педагогом и умелым организатором. Именно ей принадлежит идея проведения почвенной экспедиции в районах Вологодской области. На проведение работ был заключен договор с Облисполкомом. В состав экспедиции вошли преподаватели кафедры физической географии Авдошенко Н.Д., Антипов И.П., Ляпкина А.А., Усольцева К.И., Майжина И.Н.; кафедры ботаники - Бобровский Р.В., Лапин Е.М., Супруненко В.K.; зоологии - Воропанова Т.А., Лапочкин И.А.; химии - Пахарева Н.А., Соковникова Н.И., Парамонова Р.А., Ваулина Н., Коробейникова Л.A. и 150 студентов отделения география-биология. Были приглашены специалисты - выпускники МГУ - почвовед Горшкова Л. экономгеограф - Веснина Г.З. Руководителями экспедиции были Толоконникова Т.К., Комиссаров В.В. В 1960 году работы проводились в Грязовецком районе на площади 150 тыс. га. Здесь же проводились полевые практики, во время которых отрабатывалась методика работ. до 1967 года было проведено комплексное обследование хозяйств в Вологодском, Грязовецком, Междуреченском, Шекснинском районах на площади 0,5 млн. га. Кроме того была проведена ландшафтная съемка на площади 110 тыс. га, геоботаническая - 60 тыс. га. Было выполнено 12 тыс. химических, более 1,1 механических анализов почв. Для 34 хозяйств составлены почвенные карты и агрохимические картограммы, для 4-х хозяйств - ландшафтные и геоботанические карты. За это время около 500 студентов получили навыки полевых работ, более 250 студентов выполняли агрохимические анализы, написано большое количество курсовых работ и сделаны доклады на научных конференциях. В 1966 году экспедиция была участником ВДНХ. На основе полевых материалов экспедиции были написаны статьи и издан сборник "Природные условия юга центральной части Вологодской ооласти". (1970).

В 1966-1971 гг. были проведены географические исследования Сокольского района. Работы выполнялись в основном во время полевых практик по географическим дисциплинам, ботанике и зоологии. На основе полевых работ была издана монография, характеризующая природу района ("Природные ресурсы и условия Вологодскш области. Сокольский район"), 1972 г.

С 1964 по 1974 год на факультете работала комплексная озерная экспедиция под руководством Жакова Л.А. и Антипова А.А. В составе экспедиции было 4 отряда, которыми руководили Воробьев Г.А., Шевелев Н.Н., Комиссаров В.B., Лебедев В.Г. В работе экспедиции принимали участие Коробейникова Л.А., Ляпкина А.А., Шестакова Л.Г.,

более 60 студентов. Было обследовано около 300 малых озер в западной части и центральной части области. Материалы экспедиции были использованы Жаковым Л.А. в докторской диссертации, которая была защищена в 1979 году и Воробьевым Г.А. - в кандидатской. По материалам экспедиции был издан сборник "Озерные ресурсы Вологодской области" (1981).

В 1972 году под руководством доц. Бобровского Р.В. и при участии Комиссарова В.В., Шевелева Н.Н. и студентов факультета были проведены комплексные исследования котловины оз. Воже с целью прогнозирования изменений в связи с предполагавшейся переброской вод северных рек в р. Волгу (Бобровский Р.В. и др., 1977).

В эти годы Авдошенко Н.Д. занималась изучением и обобщением геологических исследований на территории Вологодской области. Особенности геоморфологии области изучала Усольцева К.И., продолжалось изучение почв Комиссаровым В.В., Лебедев В.Г. занимался исследованием птиц и рыб области.

В 1966 году при кафедре химии была создана лаборатория коррозии металлов под руководством Подольного И.А. Научным консультантом был видный ученый профессор Балезин С.А. Лаборатория работала на хоздоговорных началах и занималась исследованием путей защиты металлов и различных изделий из них от воздействия внешней среды, а так же изучением влияния на металлы агрессивных сред. В работе лаборатории принимали участие Парамонова Р.А. Щеглова М.Н. Клепиков В.В., Кузнецова О.Б., Зеленская Э.Г., многие студенты отделения биология-химия.

Воспитательная работа на факультете в эти годы проводилась под руководством деканата и партийного бюро, при активном участии комсомольской организации. Она строилась на главенстве трех направлений - учебная работа, трудовая и вещественная деятельность. Практиковались "Ленинские зачеты" и общественная аттестация студентов в группах. Однако, в этих мероприятиях было много формализма. Проводились политические информации, на которых студенты знакомились с наиболее важными событиями в стране и за рубежом. Под руководством Мясниковой Г.К. и Хайкина И.М. несколько лет работала школа политинформаторов. ';

На факультете широко отмечались юбилейные даты - 20-летие и 30-летие Победы над фашизмом. Ежегодно к 9 мая на факультете проводился ряд мероприятий. Активное участие в них принимали ветераны великой Отечественной войны, работавшие на факультете: Антипов Н.П., Авдошенко А.К., Зимин П.А., Толоконникова Т.К., Бобровский Р.В., Каратаев И.А., Медведев К.Д., Смирнов Ф.А., Хайкин И.М., Шайжина И.H., Буланов Г.Д.

Традиционной на факультете была художественная самодеятельность. Несколько лет занимался хор численностью от 40 до 60 студентов и преподавателей (руководитель Кваша М.Ю.), на вечерах выступали солисты - Тропин Ю., Нечитайло С., Крашенинина Л., В школах области и на предприятиях давала концерты агитбригада. Факультет всегда был участником смотра художественной самодеятельности института.

Продолжалась традиция первоапрельских географических вечеров ("Путешествие в Антарктиду", "По родному краю" и другие), В подготовке вечеров и отдельных номеров художественной самодеятельности активное участие принимали преподаватели Дмитревский Ю.Д., Тмшсонникова Т.К., Шайжина И.Н., Янусова-Богословская К.Л. Тематические вечера проводились и в отдельных студенческих группах- Часто они посвящались любимым поэтам, композиторам и художникам, Весело проходили вечера посвящения в студенты и последнего звонка пятжурсников.

80-е годы

80-е годы на факультете существенно отличались от предыдущего десятилетия, это связано с изменениями политической структуры общества провозглашением перестройки и с последующей политически и экономической нестабильностью общества. В эти годы факультетом руководили деканы Репина И.Н., Шевелев Н.Н., с 1990 года - Смирноаа Н.Н.

Продолжалась подготовка учителей по двум специальностям -география-биология и биология-химия. Ежегодный приток составляет 100 человек. Еще в конце 70-х годов упал конкурс на факультет, ухудшилась общая подготовка абитуриентов.

По-прежнему главным направлением была кадровая проблема. Нa кафедры пришли после аспирантуры молодые преподаватели Скупинова Е.А., Копаев В.И., Пихтова Т.С., Кузнецова О.Б., поздней- Паланов A.В., Уханов В.П., Максутова Н.К. В начале восьмидесятых годов на факультете работало 40 преподавателей, в том числе 22 - кандидаты наук. С 1989 года все должности замещаются на основе открытого конкурса.

Постоянное внимание уделялось психолого-педагогической подготовке студентов. В этом направлении шел длительный поиск оптимальных форм и методов. В предыдущие годы педпрактика в школе приводилась только на 4-5 курсах. С 1985 года педпрактика вводится со второго курса.

Всслед за Зиминым П.А., который все годы работы в качестве методиста сочетал с постоянной работой в школе, стали постоянно вести уроки в школе методисты кафедр Ширикова O.И., Каренов В.А., Праслова С.Н.

Качественные сдвиги произошли в организационно-методической работе кафедр. Результатом ее стали многочисленные методические материалы для студентов дневного отделения и заочного, облегчающие самостоятельную работу студентов. Появляются новые формы обучения - проблемные занятия, деловые и ролевые игры, обобщается опыт работы передовых учителей области.

Постепенно улучшается материальная база факультета. Появилось более совершенное оборудование кабинетов, счетная техника, оборудован компьютерный класс. Для проведения полевых практик приобретена база в п. Сяма Вологодского района. Доц. Джуха И.Г. проделал большую работу по оснащению кабинета геологии. За небольшой срок им была собрана уникальная коллекция горных пород и минералов со всей территории Советского Союза. Кабинет превратился в геологический музей, в котором проводятся занятия студентов и многочисленные экскурсии школьников города и области. При музее постоянно работает геологический кружок.

В 1989 году на факультете были разработаны собственные учебные планы, в которых учтен предыдущий опыт работы, включены некоторые новые дисциплины. Основной профиль подготовки был сохранен, в то же время географы-биологи стали получать подготовку по химии, в биологи-химики - по географии. Кроме того, проведено сокращение недельной нагрузки и увеличено время на самостоятельную работу. Введена новая форма занятий - индивидуальная работа студентов с преподавателями (ИРС).

После 1988 года существенно повысились требования к студентам, прекратилась "процентомания". Не производится перевод студентов на следующий курс с задолженностью. Студент, имеющий задолженность на 1 сентября отчисляется из института. Поэтому возрос отсев студентов.

80-е годы характеризуются интенсивной исследовательской работой. В 1980 г. были напечатаны исследования ценных природных территорий в пределах области и взятие их под охрану. В первые годы работы экспедиции научное руководство осуществлялось Антиповым Н.П. и Бобровским Р.В., позднее Воробьевым Г.А. и Шевелевым Н.Н. при участии в работах Комиссарова В.В., Радченко Н.М., Уханова В.П., Багулина К.С, Шестаковой Л.Г., Скупиновой Е.А. и большой группы студентов (Кузнецов А., Головин Б., Сакович А. и другие). На начальном этапе проведена инвентаризация существующих памятников природы и садово-паркового искусства. Затем была выработана научная концепция создания сети особо охраняемых природных территорий. К 1990 году все районы области были обследованы, подготовлена документация и учреждена система охраняемых территорий. По итогам этой работы вышло несколько статей, подготовлена монография. Уханов В.П.

по материалам экспедиции защитил кандидатскую диссертацию, студентами написаны курсовые и дипломные работы.

В 1988-90 годах группа преподавателей под руководством Скупиновой Е.А. выполнила исследования территории будущего национального парка Русский Север (Кирилловский район). Результаты работы были использованы проектирующими организациями.

Кафедра ботаники в течение нескольких лет проводит экспедиционные исследования ресурсов лекарственных растений Вологодской области. Руководителями работ являются Антонова В.И., И Суслова Т.А. Обследовано 19 районов области, оценены запасы лекарственного сырья, даны рекомендации практическим работникам по оптимальному использованию ресурсов лекарственных растений. В районах участвовали также преподаватели кафедры химии Щеголева Л.И., Киреева З.В. И в этой теме занято много студентов, которые по материалам исследований пишут курсовые и дипломные работы.

В 1990 году группа преподавателей со всех кафедр начала новую работу - участие в программе "Экология г. Вологды" (руководство темой осуществляется Молодежным научно-исследовательским бюро). Эта работа рассчитана на несколько лет и, надо надеяться, послужит оздоровлению экологической обстановки в городе.

Роль общественных организаций в жизни факультета всегда была весома. Партийное бюро и комсомольская организация были помощниками деканата в разнообразных делах. И было бы несправедливо утверждать, что работа этих организаций носила только идеологическую направленность. С 1987 года работа комсомольской организации постепенно угасает. Сделана попытка организовать студенческий совет, однако активность этого органа самоуправления на факультете весьма мала. С 1987 года на факультете и за пределами института заявила о себе экологическая дружина (руководитель Джуха И.Г.), которая направила свои усилия на практическую природоохранную работу. В дружине получили хорошую подготовку десятки студентов, часть которых уже работает в школах. В 1988-90 годах деятельность дружины приобретает политическую направленность.

Нестабильность политической и социально-экономической ситуации в стране, постоянно ухудшается материальное положение студентов и преподавателей усилили тенденции пессимизма. 29 ноября 1991 года студенты факультета и института объявили забастовку и провели митинг у здания Облисполкома. Студенты требовали увеличения стипендии.

С течением времени изменилась культурная жизнь факультета. До 1988 года большой популярностью пользовались ежегодные "флориады", привлекавшие много участников и зрителей. Сохранилась традиция праздников посвящения в студенты и последнего звонка студентам 5 курса. .В 1985 году факультет провел большой праздник в честь 40-летия Победы, а в 1987 году - праздничный вечер с приглашением выпускников факультета, посвященный 75-летию института.

Выпускники факультета работают во всех школах области, много наших питомцев во всех уголках России. Невозможно назвать всех учителей-выпускников естественно-географического факультета, не ставших мастерами своего дела и получивших высокую оценку своего труда. Выпускница заочного отделения Маклакова В.А. - Герой социалистического труда, большая группа учителей получила звание "Заслуженный учитель" (Деменская B.C., Варфоломеева Т.Я., Ганюличева В., Козлова Н.А., Козлова B.С., Комарова В.А., Кондратова Л.Ф., Поле-жаева Е.Н., Берсенева Р.И., Федотовский Б.П., Воробьева В.Ф., Ельцеева Л.И., Макарова В.А. и другие), награждены высокими правительственными наградами (Головина Е.А., Скорюкова А.П., Егорова З.П. и многие другие). Учитель Климовской школы Череповецкого района Карпов Н.Г. стал лауреатом журнала "География в школе" по итогам конкурса "Читатель - 91".

Сегодня в составе факультета всю учебную, научно-исследовательскую, воспитательную работу организуют 5 кафедр, научные лаборатории «Биоразнообразия», «Геоэкологии» и вновь созданный в 2014 году НОЦ «Проблемы современного естествознания», в которых работают специалисты с высоким творческим потенциалом, высшей квалификации – 10 профессоров, 21 имеют ученые степени кандидатов наук, звание доцентов, большинство из них – выпускники факультета.

Все публикуемые на официальном сайте ВоГУ фото- и видеоматериалы размещены с согласия обучающихся, работников и сторонних лиц, принимающих участие в мероприятиях, организуемых университетом.